На сегодняшний день все большее внимание уделяется вопросам повышения качества образования и воспитания. В связи с этим повышается роль специалистов, которая призвана обеспечивать психологическую поддержку учеников. Для решения этой задачи в общеобразовательных и социальных учреждениях используются различные методы и приемы, в том числе и компьютерные технологии.
Разработка коррекционно-развивающей программы по формированию психологической готовности ребенка к школе
Психологическая готовность – это имеющаяся у ребенка система психологических компонентов, которая способствует успешному овладению необходимыми для обучения навыками и социализации в среде сверстников. Выделяют три основных компонента психологической готовности:
- Эмоционально-волевой – готовность личности к действиям, которые связаны с преодолением препятствий, трудностей, с проявлением волевых усилий.
- Интеллектуальный – включает сформированность у первоклассника таких психических процессов, как восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь.
- Мотивационный – проявляется в желании учиться, в стремлении овладеть новыми умениями.
Согласно исследованиям специалистов, психологическая подготовка ребенка к школе начинается в возрасте 1-1,5 года. Интеллектуальная и ментальная готовность к школе наступает в возрасте 4 – 7 лет.
Техника проверки готовности ребенка в школе
Тестирование – наиболее объективный метод диагностики готовности ребенка. Тесты направлены на определение личностных свойств ребенка, его развитие, успешности в тех или иных видах деятельности. Например, детский тест Струпа используется педагогами-психологами для проверки гибкости когнитивного мышления у детей. Для этого ребенок должен прочесть названия разных цветов, например, «красный», «желтый», «черный». Сложность задания заключается в том, что слово «красный» может быть черного цвета, слово «зеленый» – синего и т.д.
При определении готовности ребёнка к школе в психологической практике широко применяется следующие методики:
- тест Шульте с фиксацией взора (переключение внимания);
- тест математических способностей Зиверта;
- мотивационные тесты-опросники.
Также существуют тесты и анккеты, разработанные для родителей дошкольников. К ним относится методика PARI, определяющая родительские установки, шкала АСВ, анализирующая семейное воспитание, анкета родителей и т.д.
Автоматизация деятельности школьного педагога-психолога
Эти и другие методы определения психологической готовности ребенка к школе специалисты «Комплектант» объединили в полноценный набор – автоматизированное рабочее место психолога для образовательных и социальных учреждений. Помимо инструментов для работы с детей дошкольного и младшего школьного возраста, комплект содержит набор тестов и методик для оценки интеллектуальных и когнитивных способностей учащихся 5-11 классов.
Автоматизированное рабочее место (АРМ) педагога-психолога представляет собой совокупность программно-технических средств и организационной структуры, обеспечивающей автоматизацию деятельности специалиста. АРМ педагога-психолога включает в себя ноутбук российского производителя, занесенный в реестр Минпромторга, программное обеспечение, содержащее необходимый набор инструментов педагога-психолога и базу данных.
Расширенный комплект оборудования включает в себя не только профессиональный ноутбук с программным обеспечением, но и набор дополнительных инструментов:
- статистический анализ данных;
- диагностика психологических особенностей и отклонений;
- корректирующие и развивающие упражнения.
Особенности диагностической работы психолога с подростками
В подростковом возрасте, как и в любом другом этапе жизненного развития, очень важны мыслительные процессы, которые влекут за собой положительные сдвиги в развитии личности. Меланхолия, депрессивные явления, агрессивность, трудности в общении с окружающими мешают подростку плодотворно заниматься делом.
Для того, чтобы выявить все эти проблемы, специалист проводит диагностику с использованием современных методик:
- метод свободных описаний – в его основе лежит описание собственного жизненного опыта и мировосприятия человека;
- проективные методы – методы, которые дают возможность исследовать личность, не задавая прямых вопросов;
- методы прямого шкалирования – при помощи шкалированного опроса респонденту предлагается оценить степень важности или привлекательности какого-либо явления;
- проведение опросов – изучение особенностей личности методом анкетирования.
Метод анкетирования демонстрирует высокую эффективность применения в подростковом и раннем подростковом возрасте, как упоминалось в исследовании Б. Филлипса. К этой категории относится типологический опросник Майерс-Бриггс (MBTI), тест-опросник Кейрси, опросник «Конструктивность мотивации» А. А. Реана и О. П. Елисеева и многие другие.
Перечисленные выше и другие методики содержатся в программном комплексе «Автоматизированное рабочее место психолога для образовательных учреждений». Комплекс разработан специально для диагностики психологического состояния подростков в возрасте от 14 лет.